Блог, Мониторинг транспорта, контроль расхода топлива
Системы спутниковой навигации есть практически в любом телефоне и у любого человека. Но что мы знаем про нее? Когда разработана, какие основные функции, чем она может нам помочь – попробуем разобраться в этих вопросах.
Функции спутниковой навигации
Начало разработке первых систем спутниковой навигации было положено в 50-х годах ХХ века. А уже в 1960-м запустили первый космический аппарат для этих целей.
Естественно, что больше всего были заинтересованы в этом и развивали всю систему военные. Сначала ВМС США, потом и Министерство обороны. Первые создали и развивали Tranzit для определения координат кораблей и судов. Вторые запустили и поддерживают работу GPS.
Но постепенно спутниковая навигация стала доступна и для мирного использования.
На мировой арене пока что господствует американская система GPS. Российская разработка – глобальная навигационная система ГЛОНАСС – постепенно нагоняет конкурентов. Китайские и европейские спутники пока только разворачиваются и в штатном режиме будут работать лет через 5-10.
Основная задача спутниковой системы навигации – вычисление точных координат объекта на поверхности Земли. Отталкиваясь от них и найдя время на перемещение от одной координаты до другой, можно вычислить также скорость и пройденное расстояние.
При использовании спутникового трекера как средства передачи информации налаживается и мониторинг технического состояния техники, улучшается безопасность перевозок.
Российские и зарубежные производители
Развитие спутниковой навигации и открытие сигналов для гражданских организаций провоцирует выход на рынок новых государственных и негосударственных предприятий с собственными разработками.
В России в основном подобными разработками занимаются крупные государственные институты и организации: ФГУП «НИИ КП», ФГУП «РНИИ КП», ОАО «Ижевский радиозавод», РИРВ, ЗАО «КБ НАВИС». Для них прерогативой являются разработки для военных и чрезвычайных служб. Гражданское направление появилось сравнительно недавно.
Одной из первых компаний в РФ, кто стал использовать навигацию в мирных целях, была «Омникомм». С 1998 года они выпускают оборудование для контроля транспорта.
Иностранные предприятия разрабатывают технику и обеспечение под систему GPS. Среди них лидируют Trimble, Javad, Novatel, Leica, Topcon, 3S Navigation.
Отличия между ГЛОНАСС и GPS
Задача двух систем одна и та же – определение координат. И они с ней отлично справляются. В целом их работа идентична. Но есть между ними и некоторые отличия.
Работу GPS обеспечивают 32 спутника, хотя для работы нужно только 29, остальные в запасе. Аппараты вращаются на орбите в 6 плоскостях, синхронно с вращением Земли. Точность определения координат – до 2-4 метров. Большое преимущество системы – она охватывает всю поверхность Земли.
В составе группировки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС 24 спутника. Их вращение идет в трех плоскостях и не синхронизировано с земным шаром. Это сделано для большей устойчивости аппаратов на орбите. Точность определения местоположения – 3-6 метров. У ГЛОНАСС меньше покрытие – 60% поверхности Земли.
Что позволяют возможности ГЛОНАСС?
Основная задача глобальной системы позиционирования ГЛОНАСС – нахождение координат. Исходя из этих данных можно провести и дополнительные вычисления: найти скорость передвижения, пройденное расстояние, проложить маршрут.
В этих возможностях заинтересованы многие организации. Логистические компании отслеживают грузы и технику, контролируют исправность, расходы топлива. Экстренные службы быстрее реагируют на аварии. Обычные люди прокладывают маршруты и ориентируются в незнакомых местах.
Какие устройства работают с ГЛОНАСС
До 2008 года большинство устройств для ГЛОНАСС использовались военными и были неудобны и недоступны другим пользователям.
Теперь данные спутниковой системы могут получать пользователи смартфонов, планшетов, автомобильных трекеров. Использование глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС бесплатно и доступно всем пользователям.
ГЛОНАСС на мировом рынке
Основными потребителями российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС являются отечественные пользователи. На мировом рынке система пока уступает GPS. Хотя совместные терминалы популярны в Швеции. Такой тандем показывает хорошие результаты в северных широтах.